ФЭНДОМ

Колдовство (англ. Sorcery) — особая форма взаимодействия с миром, доступная лишь Немногим, способным видеть онта, способ преображения мира в соответствии со словами, в противоположность философии — способу преображения языка в соответствии с окружающим миром. Колдуны могут, при помощи особых напевов, вносить ограниченные изменения в бытие. Однако, из-за несовершенства человеческого восприятия, всё созданное колдовством, равно как и сами практикующие его, носят на себе Метку, по которой любой Немногий может отличить божье творение от колдовского.

Основные принципы Править

Несмотря на огромное количество явно неразрешимых противоречий, присущих колдовству, у этой практики есть несколько универсальных черт:

  • для начала практикующий колдовство должен суметь постичь «онта», то есть, так сказать, овладеть природной способностью видеть «творение как сотворенное», по словам Протатиса.
  • Во-вторых, колдовство, судя по всему, включает в себя то, что Готагга называл «семантической гигиеной». Колдовство требует точных значений. Именно поэтому заклинания всегда произносятся на неродном языке: чтобы предотвратить семантические трансформации ключевых терминов из-за причуд повседневного употребления.
  • Последнее объясняет и экстраординарную структуру «двойного мышления» чародеев — тот факт, что при всех заклинаниях чародей должен одновременно думать и произносить совершенно разные вещи. Произносимая часть заклинания (так называемая звучащая струна) должна иметь значение, «зафиксированное» или сосредоточенное на непроизносимой части (так называемой незвучащей струне), которая пронизывает мысли заклинателя. Мысленная часть заклинания уточняет значение слов, произносимых вслух, — так же, как слова одного человека можно использовать для пояснения слов другого.

Метафизических объяснений этой структуры существует столько же, сколько и школ, но смысл их один и тот же: мир, во всех иных случаях полностью безразличный к словам людей, прислушивается к заклинанию, результатом чего становится колдовская трансформация реальности.

Слово и смыслПравить

Хотя слова являются инструментами, с помощью которых реализуется колдовство, сами слова не содержат смыслов, скорее, слова являются инструментами, с помощью которых смысл выражается. А поскольку одинаковые слова для разных людей означают разные вещи, порой для одних и тех же знача совершенно разное в разных обстоятельствах, колдуны стремятся найти наиболее совершенный смысл слова, тот, который отбрасывает граничные коннотации.

Сохранение и выражение чистой модальности смысла,— продолжал он,— есть сердце колдовства, Келлхус. Каждым словом ты должен точно попадать в цель, извлекая ноту, способную заглушить хор реальности.
— Друз Ахкеймион.

Чтобы защитить чистый смысл от искажений опытом, колдуны всех школ используют тайный язык, lingua arcana, для формирования напевов.

Обычные языки, и особенно родной, слишком связаны с давлением жизни. Значения слов слишком легко искажаются нашей интуицией и опытом. Полнейшая чуждость гилкуньи изолирует семантику колдовства от непостоянства нашей жизни.
— Друз Ахкеймион.

Исток смыслаПравить

Слова определяют смысл из памяти, и смысл слов разнится между колдунами, ибо слова вспоминаются разные. Колдовские языки стремятся охватить концептуально совершенный идеал словом, совершенным смыслом.

Чародейские слова, Акка,— это слова, напоминающие об истине.
— Анасуримбор Келлхус.

Немногие Править

Немногие (англ. The Few) — люди, обладающие врожденной способностью чувствовать «онта» и творить чары.

МеткаПравить

Метка иначе именуется «следом от удара онты». Кроме Псухе, чья колдовская природа точно не определена, все чародейские проявления и практики выявляют так называемую Метку. В истории встречаются различные описания Метки, и они очень мало согласуются между собой, не считая общего утверждения, что природа феномена весьма изменчива. Согласно религиозным воззрениям, Метка подобна клейму преступников, с ее помощью Бог разоблачает богохульников в присутствии праведных. Однако защитники колдовства, подобные Заратинию, указывают, что способ этот весьма извращенный — ведь лишь сами богохульники способны различить Метку. В светских определениях обычно присутствует аналогия с текстом: видеть Метку — всё равно что видеть на пергаменте текст, который был соскоблен, а затем поверх него начертано что-то иное. В случае колдовства — поскольку чародейские улучшения реальности столь же небезупречны, как и люди, их производящие, — необходимо еще доказать, что какие-то зримые различия существуют.

Отношение к колдовству Править

Согласно учениям киюннат и айнритизма, все колдуны обречены на вечные муки в Преисподней за то, что хулят Бога Богов, смея менять сотворённый им мир. Из-за этого колдуны во все времена подвергались гонениям, два раза Тысяча Храмов объявляли Священную Войну с целью искоренить всех колдунов в Эарве.

Вырвите у них языки их, ибо нечестие их есть святотатство, чернее которого нет…
Сожгите их, ибо они – Нечистые!

— Хроники Бивня.

В то же время, фаним не считают магию грехом и колдуны-кишаурим в Киане и других фанимских странах занимают почётное место священнослужителей Одинокого Бога.

У Нелюдей колдуны-квуйя не пользуются особыми правами, по сравнению с другими ишроями, но занятие колдовством и не считается чем-то постыдным. К ним относятся примерно как ко всем остальным.

Виды колдовства Править

Гнозис Править

Самое могущественное и чистое колдовство, основанное на Абстракциях (отчего гностиче­ских магов часто называют философскими магами). Это колдовство систематическое и аналитическое. Колдуны-гностики способны заклинать бытие напрямую. К примеру, если другим колдунам требуется сотворить огненную бурю, чтобы поджечь врагов, гностик попросту заклинает саму идею горения и заставляет врага вспыхнуть. В бою гностические заклинания выглядят как лучи белого света, испепеляющие всё на своём пути. Кроме того, адептам Гнозиса доступны телекинез и даже телепортация.

Первыми практиками Гнозиса были нелюдские маги-квуйя, обучившие этому искусству древних норсираев во времена Нелюдского наставничества. Сейчас из практикующих чародейство гнозиса существуют лишь школы Завета и Мангаэкки. Гностические заклинания поются на тайном языке Гилкунья, и базируются на так называемом двойном напеве: часть заклинания маг произносит вслух, а часть про себя, причём это нужно делать одновременно. Полнейшая чуждость гилкуньи человеческому способу мышления заставляет мага учиться думать радикально иначе и «отринуть человеческий мир, чтобы говорить, как боги».

Термин «Гнозис» происходит от древнегреческого слова «Γνώσης», означающего «знание».

Анагог Править

Наиболее распространённая колдовская практика, основанная на Аналогиях, сила которых проистекает от резонанса между значениями и реальными событиями. Колдуны-анагоги нуждаются в дополнительных концепциях для сотворения заклятий, и за счёт этого их колдовство выглядит наиболее зрелищным. Они поднимают огненные столбы до небес, мечут молнии, запускают стаи птиц из чистого пламени, обрушивают на головы врагов пылающие солнца, заставляют раскалённую магму течь по земле, и воздвигают вокруг себя стены из невидимых камней. Тем не менее, в прямом бою с колдунами-гностиками, анагогическая магия демонстрирует свою слабость.

Анагогическое колдовство возникло благодаря подслушиванию заклинаний гностиков. Однако, поскольку гностические напевы двойные и половина заклинания всегда произносится про себя, анагогам удалось воспроизвести лишь часть эффектов Гнозиса. Язык, на котором читаются анагогические заклинания, зовётся Высокой Кунной и представляет собой упрощённую и искажённую версию гилкуньи.

Термин «Анагог» берёт начало в древнегреческом «Αναγωγής» — «Сравнение».

Даймос Править

Даймотическое колдовство (также известно как ноомантия), запрещённое большинством Школ по политическим и прагматическим соображениям, позволяет магу призывать и подчинять себе сифрангов — существ с Той Стороны, и даже путешествовать по ней. Увы, плата за это высока — сифранги могут вырваться из-под контроля, обратившись против призвавшего их колдуна, а по утверждениям некоторых учёных-эзотериков даймотические колдуны обрекают себя на вечные муки в руках своих былых рабов. Стоит сказать, что Даймос не является истинной ветвью колдовства, так как может быть реализована как с помощью Гнозиса, так и Анагога.

«Даймос» происходит от греческого слова «Δαιμος», означающего «демон».

Апорос Править

Забытое ныне искусство нелюдских магов-квуйя, основанное на отрицании любых колдовских явлений. Адепты Апороса создали хоры, защищающие их обладателей от колдовства и убивающие магов при прикосновении. Апорос был запрещён другими квуйя, но его адепты нашли убежище у инхороев. Ныне последние уцелевшие знания этой Школы служат целям Консульта.

Термин «Апорос» берёт начало в древнегреческом «Άπορος», означающем «лишение».

Псухе Править

Мистическая практика с уникальной метафизикой, сокровище фанимских священников Кишаурим, базирующихся в Шайме. В отличие от Гнозиса и Анагога, кишаурим вообще не читают заклинаний. Согласно фанимской религиозной традиции, пророк Фан стал первым кишаурим после того, как ослеп в пустыне. Фан утверждал, что истинную мощь Единого Бога не может постичь человек, который видит бренный мир. Ослепляя себя в ходе ритуала посвящения, дабы принять «божественную воду» Псухе, кишаурим учатся слушать отголоски слов Бога, которыми он создал всё сущее, и пропускать сквозь себя энергии творения. Псухе основана не на знании, а на эмоциях и чувствах, особенно на вере.

О метафизике Псухе извест­но мало, за исключением того, что она не может быть познава­ема для Немногих, и во многом она столь же грозна, как и анагогическая практика школ. Заклинания Псухе внешне похожи на гностические, хотя и серьёзно уступают им в силе. Величайшие мастера-кишаурим превосходят по силе любого колдуна-анагога, однако уступают равному им по силам колдуну-гностику. Кроме того, кишаурим и их колдовство не несёт на себе Метки, их невозможно отличить от обычных людей.

«Psûkhe» происходит от греческого слова «Ψυχή», что означает «душа».

Школы Править

Колдуны объединены в Школы — крупные военно-политические и научные организации, располагающие собственными ресурсами, землями, а порой даже и войсками. Колдуны, не состоящие ни в одной Школе, называются волшебниками (англ. wizard) и подвергаются гонениям уже со стороны самих Школ, считающих волшебников угрозой своей власти.

Поскольку для обывателей колдовство является противоестественным, разрушительным и представляет большую опасность, оно рассматривается Тысячей Храмов как ужасное богохульство и широко осуждается последователями Айнрити. Колдовские школы возникли в ответ на эти гонения, создав мощные политические силы, противодействующие репрессивному религиозному порядку.Им удалось вы­жить благодаря ужасу, который они внушали всем, а также своей отделенности от мирских и духовных властей.

Состоять в Школах могут только мужчины. Женщины, практикующие колдовство, зовутся ведьмами (англ. witch) и их равно преследуют и Школы, и Тысяча Храмов. Однако, после становления Новой Империи, Аспект-Император Анасуримбор Келлхус снял запрет на колдовство для женщин и была создана сугубо женская колдовская Школа — Свайяльский Договор, под руководством старшей дочери Келлхуса Серве.

Наиболее значимые Школы:

  • Багряные Шпили (англ. Scarlet Spiers) – самая могущественная из анагогических Школ, открыто правящая Высоким Айноном — самым богатым и густонаселённым государством Трёх Морей. Пришли к власти после Магической Войны, когда Тысяча Храмов пытались уничтожить Школы. Багряные Шпили, опираясь на своё колдовское могущество и союз с влиятельными аристократами, не только одолели королевские войска, но и свергли правящую династию Айнона, посадив на их место династию марионеточных королей-регентов.
  • Завет (англ. Mandate) – единственная сохранившаяся гностическая Школа. Основана знаменитым колдуном Сесватхой с целью борьбы против Консульта после Первого Армагеддона. Все колдуны Завета, при посвящении в Школу, прикасаются к мумифицированному Сердцу Сесватхи, и всю оставшуюся жизнь во снах переживают случившееся с ним во время Армагеддона. Это не даёт Школе забыть свою миссию в погоне за мирскими благами. Завет управляется Кворумом — советом старших колдунов. Рядовые члены Школы занимаются поиском следов пребывания Консульта в Трёх Морях. Завет владеет небольшим рыбацким островом Нрон, находящимся неподалёку от Конрии, и связан древними договорами взаимопомощи с конрийской правящей династией Нерсеев.
  • Мисунсай (англ. Mysunsai, варапси «связь трех») – Школа наёмников, возникшая из объединения трёх малых Школ, продающая свои услуги тем, кто больше заплатит. Остальные Школы презирают их за то, что во время Магической Войны мисунсаи поступили на службу Тысяче Храмов и сражались против других колдунов.
  • Имперский Сайк (англ. Imperial Saik) – колдуны на службе Нансурской Империи, считаются частью государственного аппарата. Несмотря на то, что Сайк слабее не только Багряных Шпилей, но даже Завета, «колдуны солнца» гордятся тем, что единственные из всех Школ соблюдают древний договор между колдунами и Киранейской Империей, чьим наследником считается Нансур.
  • Свайяльский Договор (англ. Swayal Compact) – самая молодая и сугубо женская Школа, основанная по приказу Аспект-Императора Анасуримбора Келлхуса.
  • Кишаурим (англ. Cishaurim) – не совсем Школа, а скорее религиозный культ. Священнослужители Единого Бога, наследники Пророка Фана и единственные известные практики уникального колдовства Псухе. Уничтожены в ходе Третьей Священной Войны, хотя как минимум один кишаурим пережил даже Войны Объединения.

Уничтоженные и изгнанные Школы:

  • Сохонк (англ. Sohonc) – величайшая Школа Древнего Севера, по мощи и влиянию превосходящая целые империи. Сохонк был связан договором с Куниюрией и располагался в древнем городе Сауглиш, где владел самой большой в истории библиотекой. Известно, что влияние Сохонка было столь велико, что многие правители, включая даже династию Анасуримборов, посылали своих отпрысков в Сохонк заложниками, дабы подтвердить союз со Школой. Сохонк был уничтожен в ходе Первого Армагеддона силами Не-Бога. Школа Завета считается его преемницей, поскольку Сесватха некогда состоял в Сохонке.
  • Мангаэкка (англ. Mangaecca) – одна из Школ Древнего Севера, соперница Сохонка. Именно Мангаэкка ответственна за создание Нечестивого Консульта, пришествие Не-Бога и Первый Армагеддон. Глава Мангаэкки, великий магистр Шаэонанра, при помощи Мекеретрига сумел снять колдовские покровы с Ковчега и отыскать Ауранга и Ауракса — двух последних уцелевших инхороев. За это предательство Мангаэкка была объявлена вне закона и её члены бежали в Голготтерат, откуда и начали, спустя столетия Армагеддон. Существует до сих пор.